Сегодня:

11 декабря 2018 г.
( 28 ноября ст.ст.)
вторник.

Священномученик митрополит Серафим (Чичагов).

Седмица 29-я по Пятидесятнице.
Глас 3.

Пища с растительным маслом.

Мч. Иринарха и святых семи жен (303). Прмч. и исп. Стефана Нового (767). Мчч. Стефана, Василия, Григория, другого Григория, Иоанна и иных многих (VIII). Свт. Феодора , архиеп. Ростовского (1394). Сщмч. митрополита Серафима (1937). Сщмчч. Алексия, Алексия, Василия пресвитеров, прмч. Рафаила, Викентия и мц. Анисии (1937). Мц. Параскевы (1938). Сщмч. Николая пресвитера (1941). Обретение мощей прп. Сергия , исп (2000).


Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Ожидание

Протоиерей Иоанн Гончаров

Прот. Иоанн Гончаров

Если поразмыслить, то окажется, что человек всегда чего-то ждёт. И это естественно, ибо большею частью своего сердца он живёт в будущем. Само время подчёркивает значимость ожидания — течет, словно влечет нас по реке времени в океан вечности. И как время не может остановиться, так нельзя жить, не ожидая.

В самом ожидании как бы заключено содержание жизни. Жизнь нам даровал Господь, а мы её наполняем: строим дома «из сена, соломы, из дерева, кирпича или из драгоценных камней». Отсюда следует, что главный предмет ожидания должен быть достойным, ибо им определяется качество нашей жизни.

Жизнь православной Церкви высшим смыслом своего ожидания являет Христа. Вся дисциплина Церкви подчинена ожи­да­нию Его Второго Пришествия, проповеданного Евангелием. Однако неложное Слово Божие всегда подвергалось сомнению в том смысле, что очень много времени прошло, а всё остается по-прежнему. Ап. Павел объясняет, что это не что иное, как долготерпение Божие: «не спешите колебаться умом и смущаться… будто наступает уже день Христов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели» (1Фес. 2: 2–3). Похоже, что достоверных признаков не будет, «как во дни Ноя». В этом риске, может, и заключается суть веры? Т.е. никогда не нужно отрываться от реальности, сообразовываясь со временем.

Ожидание являет любовь, ибо кого любишь, кого желаешь, того и ожидаешь; насколько желаешь, настолько и ожидаешь.

Чем сильнее любовь, тем напряженнее ожидание, тем выше готовность к встрече. Но ожидание, как и любовь, может быть искаженным, пристрастным, эгоистичным. Важно, чтобы любовь была истинной, а ожидание разумным. Тогда совершается внутренний процесс становления личности, её одухотворенности.

Ожидание в разные времена жизни Св. Церкви было различным: оно то возгоралось, то затухало в зависимости от благополучия и неблагополучия её жизни. Затухало ожидание при охлаждении в людях любви к Богу, и тогда жизнь становилась серой, скучной. И тогда начинались поиски смысла жизни в горизонтальном направлении. В этом коренилась и коренится жажда к внешнему обновлению, словно во внешнем всё дело. А правда заключается в том, что вечной душе нужен вечный хлеб, дарующий жизнь и радость любви в Боге.

По своему действию ожидание есть жажда и частью — её утоление, ибо в ожидании заключено и исполнение, как получение ожидаемого через веру. Вера обнаруживает Бога, всегда присутствующего в Церкви в Благодати Святого Духа, особенно на Божественной Литургии, в церковных таинствах и в вере в Имеющего придти.

В ожидании иначе осмысливаются искушения, скорбь, теснота, несущие в себе печать Креста Господня как Его оправдание. И в этом оправдании — утоление духовной жажды и утверждение веры. Так веками жила и проповедовала Св. Православная Церковь. Ожидание Христа-Спасителя для суда над миром, приготовление к последним гонениям во времена антихриста есть главное содержание церковной проповеди. Забвение этого главного или отстранение на второй план всегда отрицательно сказывалось на нравственной жизни Церкви, на её благодатности.

«Бодрствуйте и молитесь» — это особенно актуально во времена с виду благополучные. Это времена ловушки, это особый вид искушения, точнее — подготовка к большему искушению. Св. Иоанн Златоуст спокойное время считал опаснее внешних гонений, так как оно порождает расслабление и забвение главной цели жизни.

Многоразличные обманы есть самое результативное дьявольское оружие. Лукавый лукав. И хотя внешне всё выглядит благополучно и Церковь наша видимо процветает, истинно верующих все меньше. Особенно опасна эта подмена для вновь приходящих в Церковь. Необходимо внимательно всмотреться в суть сегодняшних лукавых перемен — сколько в них странностей: внешне — становление Церкви, а нравственность — главная суть веры — растлевается. Пороку, греху открыты все двери, а духовность, культура «стоят в коридоре»; разврат внедряется в образовательный процесс, а нравственность и духовность исключены из него.

Сегодня Церковь поворачивают лицом к миру, и ложная красота мира (ложная, потому что влечет за собой тяжкие последствия) овладевает её вниманием. Тенденции еретического запада всё настойчивее, всё глубже внедряются в наше сознание. Всё большую силу набирает мысль, что Церковь должна жить в мире с миром, служить миру. Предается умалчиванию сущность Православия: война с грехом — источником всякого зла, разрушения и смерти. Предается забвению главная идея вечного спасения человека, которая утверждает, что настоящее, действительное служение ближним невозможно без личного спасения, ибо слепой не может вести слепого, оба упадут в яму. Т.е. Православие — это спасение от греха каждого человека, инославие — социальное служение. В подмене этих основополагающих понятий сокрыта большая беда.

Секулярные процессы в Церкви были всегда, но сегодня из-за массовости и интенсивности они становятся апокалиптическими. И процессы эти — словно бесовская буря: совне нет никаких ветров, даже вроде бы животворящая тишина, а внутри всё быстро разваливается как бы само собой.

Все эти процессы разделяют наше сознание и всех нас на тех, кто радуется внешним благоприятным переменам, и на тех, кого они очень настораживают. И в этом состоянии ожидание Второго Пришествия Христова особенно значимо. Для тех, кто хочет видеть, стали отчетливо проявляться и очертания грядущего антихриста. Исчезновение человеческого в человеке (упразднение духовных и нравственных начал), насильственное культивирование звериных начал (разврата, жестокости и злобы) — вся эта активная сатанинская деятельность есть яркая иллюстрация подготовки ко встрече своего господина.

Сегодня всё в мире приводится в состояние готовности, и всё — в ожидании… Одни ждут антихриста — другие ожидают Христа. Одни верят, что прогресс, который сегодня в пике своего могущества, остановит разлад и распад, найдет новое русло жизни. Другие верят, что Христос из этой грехами и страстями растленной жизни восстановит настоящую, непреходящую, вечно цветущую радостью любви жизнь: «И будет Бог всяческая во всех» (Ап. Павел).

Время Второго Пришествия Христа-Спасителя — конец чаяний и ожиданий. Это время их исполнения, и потому время полной, настоящей радости. Про эту радость говорил Христос ученикам своим, что «её никто не отнимет у вас».

vn001

Источник: Протоиерей Иоанн Гончаров. Многие поищут войти, но не возмогут. – 3-е издание, дополненное. – Изд-во Миръ, 2002.

См. также: