Сегодня:

16 июня 2019 г.
( 3 июня ст.ст.)
воскресенье.

Пятидесятница.

Неделя 8-я по Пасхе.
Глас 7.

Поста нет.

День Святой Троицы. Пятидесятница.
Мчч. Лукиллиана , Клавдия , Ипатия , Павла , Дионисия и мц. Павлы девы (ок. 270-275). Сщмчч. Лукиана еп., Максиана пресвитера, Иулиана диакона, Маркеллина и Сатурнина в Бельгии (ок. 81-96). Перенесение мощей блгв. царевича Димитрия из Углича в Москву (1606). Прмч. Киприана (1934). Сщмч. Михаила пресвитера (1938). Югской иконы Божией Матери (1615).


Утр. - Ин., 65 зач., XX, 19-23. Лит. - Деян., 3 зач., II, 1-11. Ин., 27 зач., VII, 37-52; VIII, 12.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума

В субботу 2-й седмицы Великого поста
(по Евангельскому чтению)

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Он говорит им: пойдем в ближние селения
и города, чтобы Мне и там проповедывать,
ибо Я для того пришел.

(Мк. 1: 38)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Иисус Христос

Сегодня мы с вами слышали в Святом Евангелии (см. Мк. 1: 35–44), как Господь наш Иисус Христос, после пребывания в пустынном месте и молитвенного приготовления, внял призывам учеников Своих и вышел к людям на проповедь. Этому предшествовали известные нам из Священного Писания события, когда Христос находился в доме Симона, исцелил его больную тещу и потом многих других людей, страдавших тяжкими болезнями. Здесь, в Капернауме, Господь пред всеми неоднократно являл чудеса изгнания бесов, творил многие знамения.

Рано поутру, пока все спали, Господь Иисус вышел из дома и ушел туда, где никого не было, чтобы помолиться. Естественно, Симон с тремя другими учениками вскоре обнаружили отсутствие Наставника и бросились на поиски Его. Весь город был обеспокоен, жители стали искать Спасителя. Но ими двигали не жажда обрести новое учение, не вера, а элементарное человеческое любопытство: что же необыкновенного может еще совершить этот Человек?!

Христос не желает возвращаться в Капернаум. Он зовет учеников проследовать за Ним в ближние селения и города. Господь готов нести истину Божию дальше, чтобы многие имели возможность узнать благую весть о Царствии Небесном. Я для того пришел, — говорил о Себе Господь. Для проповеди Божественной любви послан на землю Небесным Отцом Сын Божий, для искупления, спасения и вразумления рода человеческого. Естественно, познать силу учения Христова должны были все люди, а не только обитатели Капернаума. Может возникнуть вопрос: почему же Господь не принял просьбы жителей и не вернулся в этот город, хотя бы на некоторое время, чтобы успокоить ожидавших Его? Именно здесь Христос совершил столь много исцелений и чудес, что для убеждения в Божественности Спасителя не требовалось повторений. Но ненасытным до удовольствий капернаумцам было все мало. Будучи непосредственными свидетелями невиданных доселе чудес, они оставались равнодушными и неблагодарными, души их так и не прониклись искренней верой в истинного Бога. Вот почему Господь с болью в сердце предсказал печальную участь, которая должна была постигнуть этот город за неверие: И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься! ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня (Мф. 11: 23).

Господь проповедовал Евангелие по всей Галилее в синагогах и, как свидетельствует евангелист Марк, в этот период времени не только исцелял больных, но и изгонял бесов. Случаев такой духовной помощи было немало, хотя и не обо всех рассказано в Святом Евангелии. Отовсюду к Господу Иисусу Христу приводили больных и страждущих, Спасителя всегда сопровождала толпа людей: И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана (Мф. 4: 25). Никого не оставлял без внимания и участия Господь, никто не уходил от Спасителя неутешенным.

Исцеление прокаженного

И далее Евангелие повествует: Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. По одному только слову Сына Божиего страшная, неизлечимая болезнь прошла без следа. Тогда Господь повелел: Смотри, никому ничего не говори; но пойди покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им. Проказа — заразная и тяжелая болезнь — делала больного человека изгоем общества. Он должен был жить один или в пределах поселений больных проказой, ходить в черной, узнаваемой всеми издалека одежде, с лицом, закрытым до верхней губы. Во время ходьбы больному проказой предписывалось предупреждать других о своем опасном присутствии криком: «Нечист! Нечист!». Прокаженный нес на себе не только физическую боль от своей страшной болезни, но и душевные муки, причиняемые полной изоляцией и лишением человеческого общения. В очень редких случаях прокаженные выздоравливали, тогда они должны были подвергнуться определенной процедуре реабилитации и жертвоприношения, после которой их выздоровление удостоверял перед обществом священник.

Что сделал в данном случае прокаженный? Он нарушил закон, не позволяющий подходить больному к другим людям. Он вообще не имел права обращаться к Спасителю и говорить с Ним, но Сын Божий с пониманием и сочувствием воспринял отчаянную просьбу несчастного, этот крик души: Если хочешь, можешь меня очистить. Обратите внимание, братья и сестры, в высказывании прокаженного нет и тени сомнения, что Господь действительно может его исцелить, душа больного человека, страдающего и отверженного, преисполнена настоящей, искренней верой. Он не требует, не навязывает Спасителю свою просьбу, а смиренно взывает к Его милосердию. Казалось бы, Христос должен был остеречься его и прогнать прочь, но Спаситель по Божественной милости Своей этого не сделал. В нарушение всех общественных установок Он безбоязненно протягивает руку, касается прокаженного. Господь видел перед Собой не заразного больного, страдающего омерзительной болезнью, а нуждающуюся в исцелении, трепещущую душу, взывающую к Нему с верой и последней надеждой на помощь. Так разве Сын Божий мог оставить такую мольбу без участия и внимания?! Сострадая, сочувствуя больному, Христос сказал: хочу, очистись. Господь действительно желал прекратить мучения этого человека. Но потом, исцелив прокаженного, повелел выполнить обычный, предписанный законом обряд, показав тем самым, что Он не пренебрегает общепринятыми нормами и подчиняется закону, Им же установленному через Моисея. Хотя, конечно, прокаженный и без крови жертвенных животных, и без освидетельствования священника был уже вполне здоров.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Как больной проказой был покрыт язвами и струпьями, так мы с вами покрыты проказой наших грехов. И пока нет в душе покаяния, пока мы не понесли ответ перед Богом за совершенные злодеяния, нам тоже следует смиренно возглашать: «Нечист! Нечист!». Мы должны осознавать свою греховную нечистоту перед Богом, искренне каяться в совершенных беззакониях и надеяться на Божественное милосердие, выражаемое в помиловании, прощении и исцелении. Мы с вами хорошо знаем, что Господь наш Иисус Христос может очистить нас от всякой греховной скверны, убелить душу паче первого снега. Сам Господь хочет того! Только вопрос: хотим ли мы очиститься? Или хотим пребывать в земных, временных удовольствиях, и при этом быть изъязвленными духовной проказой? Есть ли в нас уверенность Евангельского прокаженного в том, что Богу всё возможно?! Ведь, казалось бы, столько всего сотворил, сделал для нас Господь! Каждый из нас ежедневно испытывает на себе Божие благоволение и неизреченную милость. Но мы, как неблагодарные жители Капернаума, всё ещё сомневаемся и ждем каких-то необыкновенных знамений. Потому и вера наша мала и некрепка.

Но не стоит пребывать в отчаянии. Еще не всё потеряно. Всещедрый Господь дает нам теперь благодатное время поста, время молитвенных трудов, духовного делания и покаяния. Постараемся же провести его с пользой для души, обретая в воздержании и молитвенных подвигах новые духовные силы. Вспомним слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Пока поприще земной жизни не прекращено для человека, покаяние, а следовательно, и спасение, для него вполне возможно».

Аминь.

vn001

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Врата покаяния.
М.: «Сибирская Благозвонница».– 2009 г.

См. также: