Сегодня:

20 октября 2019 г.
( 7 октября ст.ст.)
воскресенье.

Икона Божией Матери ''Умиление'' Псково-Печерская.

Неделя 18-я по Пятидесятнице.
Глас 1.

Поста нет.

Мчч. Сергия и Вакха (290-303). Свт. Ионы , еп. Ханькоуского (1925). Мчч. Иулиана пресвитера и Кесария диакона (I). Мц. Пелагии Тарсийской (290). Мч. Полихрония пресвитера (IV). Прп. Сергия Послушливого, Печерского (ок. XIII). Прп. Сергия Нуромского (Вологодского) (1412). Обретение мощей прп. Мартиниана Белоезерского (1514). Сщмч. Николая пресвитера (1942). Иконы Божией Матери Псково-Печерской, именуемой "Умиление" (1524).


Утр. - Ев. 7-е, Ин., 63 зач., XX, 1-10. Лит. - 2 Кор., 188 зач., IX, 6-11. Лк., 30 зач., VII, 11-16. Мчч.: Евр., 330 зач., XI, 33 - XII, 2. Лк., 106 зач., XXI, 12-19.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

О вере прокаженного и неверии жителей Капернаума

В субботу 2-й седмицы Великого поста
(по Евангельскому чтению)

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Он говорит им: пойдем в ближние селения
и города, чтобы Мне и там проповедывать,
ибо Я для того пришел.

(Мк. 1: 38)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Иисус Христос

Сегодня мы с вами слышали в Святом Евангелии (см. Мк. 1: 35–44), как Господь наш Иисус Христос, после пребывания в пустынном месте и молитвенного приготовления, внял призывам учеников Своих и вышел к людям на проповедь. Этому предшествовали известные нам из Священного Писания события, когда Христос находился в доме Симона, исцелил его больную тещу и потом многих других людей, страдавших тяжкими болезнями. Здесь, в Капернауме, Господь пред всеми неоднократно являл чудеса изгнания бесов, творил многие знамения.

Рано поутру, пока все спали, Господь Иисус вышел из дома и ушел туда, где никого не было, чтобы помолиться. Естественно, Симон с тремя другими учениками вскоре обнаружили отсутствие Наставника и бросились на поиски Его. Весь город был обеспокоен, жители стали искать Спасителя. Но ими двигали не жажда обрести новое учение, не вера, а элементарное человеческое любопытство: что же необыкновенного может еще совершить этот Человек?!

Христос не желает возвращаться в Капернаум. Он зовет учеников проследовать за Ним в ближние селения и города. Господь готов нести истину Божию дальше, чтобы многие имели возможность узнать благую весть о Царствии Небесном. Я для того пришел, — говорил о Себе Господь. Для проповеди Божественной любви послан на землю Небесным Отцом Сын Божий, для искупления, спасения и вразумления рода человеческого. Естественно, познать силу учения Христова должны были все люди, а не только обитатели Капернаума. Может возникнуть вопрос: почему же Господь не принял просьбы жителей и не вернулся в этот город, хотя бы на некоторое время, чтобы успокоить ожидавших Его? Именно здесь Христос совершил столь много исцелений и чудес, что для убеждения в Божественности Спасителя не требовалось повторений. Но ненасытным до удовольствий капернаумцам было все мало. Будучи непосредственными свидетелями невиданных доселе чудес, они оставались равнодушными и неблагодарными, души их так и не прониклись искренней верой в истинного Бога. Вот почему Господь с болью в сердце предсказал печальную участь, которая должна была постигнуть этот город за неверие: И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься! ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня (Мф. 11: 23).

Господь проповедовал Евангелие по всей Галилее в синагогах и, как свидетельствует евангелист Марк, в этот период времени не только исцелял больных, но и изгонял бесов. Случаев такой духовной помощи было немало, хотя и не обо всех рассказано в Святом Евангелии. Отовсюду к Господу Иисусу Христу приводили больных и страждущих, Спасителя всегда сопровождала толпа людей: И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана (Мф. 4: 25). Никого не оставлял без внимания и участия Господь, никто не уходил от Спасителя неутешенным.

Исцеление прокаженного

И далее Евангелие повествует: Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. По одному только слову Сына Божиего страшная, неизлечимая болезнь прошла без следа. Тогда Господь повелел: Смотри, никому ничего не говори; но пойди покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им. Проказа — заразная и тяжелая болезнь — делала больного человека изгоем общества. Он должен был жить один или в пределах поселений больных проказой, ходить в черной, узнаваемой всеми издалека одежде, с лицом, закрытым до верхней губы. Во время ходьбы больному проказой предписывалось предупреждать других о своем опасном присутствии криком: «Нечист! Нечист!». Прокаженный нес на себе не только физическую боль от своей страшной болезни, но и душевные муки, причиняемые полной изоляцией и лишением человеческого общения. В очень редких случаях прокаженные выздоравливали, тогда они должны были подвергнуться определенной процедуре реабилитации и жертвоприношения, после которой их выздоровление удостоверял перед обществом священник.

Что сделал в данном случае прокаженный? Он нарушил закон, не позволяющий подходить больному к другим людям. Он вообще не имел права обращаться к Спасителю и говорить с Ним, но Сын Божий с пониманием и сочувствием воспринял отчаянную просьбу несчастного, этот крик души: Если хочешь, можешь меня очистить. Обратите внимание, братья и сестры, в высказывании прокаженного нет и тени сомнения, что Господь действительно может его исцелить, душа больного человека, страдающего и отверженного, преисполнена настоящей, искренней верой. Он не требует, не навязывает Спасителю свою просьбу, а смиренно взывает к Его милосердию. Казалось бы, Христос должен был остеречься его и прогнать прочь, но Спаситель по Божественной милости Своей этого не сделал. В нарушение всех общественных установок Он безбоязненно протягивает руку, касается прокаженного. Господь видел перед Собой не заразного больного, страдающего омерзительной болезнью, а нуждающуюся в исцелении, трепещущую душу, взывающую к Нему с верой и последней надеждой на помощь. Так разве Сын Божий мог оставить такую мольбу без участия и внимания?! Сострадая, сочувствуя больному, Христос сказал: хочу, очистись. Господь действительно желал прекратить мучения этого человека. Но потом, исцелив прокаженного, повелел выполнить обычный, предписанный законом обряд, показав тем самым, что Он не пренебрегает общепринятыми нормами и подчиняется закону, Им же установленному через Моисея. Хотя, конечно, прокаженный и без крови жертвенных животных, и без освидетельствования священника был уже вполне здоров.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Как больной проказой был покрыт язвами и струпьями, так мы с вами покрыты проказой наших грехов. И пока нет в душе покаяния, пока мы не понесли ответ перед Богом за совершенные злодеяния, нам тоже следует смиренно возглашать: «Нечист! Нечист!». Мы должны осознавать свою греховную нечистоту перед Богом, искренне каяться в совершенных беззакониях и надеяться на Божественное милосердие, выражаемое в помиловании, прощении и исцелении. Мы с вами хорошо знаем, что Господь наш Иисус Христос может очистить нас от всякой греховной скверны, убелить душу паче первого снега. Сам Господь хочет того! Только вопрос: хотим ли мы очиститься? Или хотим пребывать в земных, временных удовольствиях, и при этом быть изъязвленными духовной проказой? Есть ли в нас уверенность Евангельского прокаженного в том, что Богу всё возможно?! Ведь, казалось бы, столько всего сотворил, сделал для нас Господь! Каждый из нас ежедневно испытывает на себе Божие благоволение и неизреченную милость. Но мы, как неблагодарные жители Капернаума, всё ещё сомневаемся и ждем каких-то необыкновенных знамений. Потому и вера наша мала и некрепка.

Но не стоит пребывать в отчаянии. Еще не всё потеряно. Всещедрый Господь дает нам теперь благодатное время поста, время молитвенных трудов, духовного делания и покаяния. Постараемся же провести его с пользой для души, обретая в воздержании и молитвенных подвигах новые духовные силы. Вспомним слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Пока поприще земной жизни не прекращено для человека, покаяние, а следовательно, и спасение, для него вполне возможно».

Аминь.

vn001

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Врата покаяния.
М.: «Сибирская Благозвонница».– 2009 г.

См. также: