Беседы о главном

Сегодня:

23 января 2018 г.
( 10 января ст.ст.)
вторник.

Свт. Феофан Затворник.

Седмица 34-я по Пятидесятнице.
Глас 8.

Поста нет.

Попразднство Богоявления. Свт. Григория , еп. Нисского (395). Прп. Дометиана , еп. Мелитинского (601). Прп. Маркиана пресвитера (V). Прп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Свт. Феофана , Затворника Вышенского (1894). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Блж. Феозвы диаконисы, сестры свт. Григория Нисского (385). Прп. Макария Писемского (XIV). Сщмч. Зиновия пресвитера (1920). Сщмч. Петра пресвитера (1930). Сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938).


Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

«Отдай сердце твоё Мне»

10.07.2010 10:53

В чём соль христианства? Кто такие святые, чем они отличаются от простых людей и как нам, чадам XXI века, достичь святости, размышляет благочинный Красносельского благочиния, настоятель храма Прмч. Андрея Критского протоиерей Валерий ШВЕЦОВ (С-Пб епархия).

 

Соль христианства в том, чтобы сердце каждого человека стало алтарём Господним и упокоилась в нём благодать Духа Святаго. Но часто случается, что, придя в церковь, мы быстро осваиваемся, научаемся, как надо себя вести, перенимаем православные обычаи, обряды и Таинства, каемся в совершённых грехах, однако забываем, что это только начало. А дальше надо серьёзно потрудиться над собственным сердцем, возделывая его покаянием. Когда же нам говорят, что в этом идеал христианской жизни, — мы пожимаем плечами, думая, что только святые могли так жить, ибо Господь дал им особую благодать достигнуть святости, и всё это не для нас... Но поймите: святые были такими же людьми, как и мы. Их от нас отличает только то, что они возжелали войти в глубину общения с Богом, возжелали отдать своё сердце Всевышнему. Ведь ещё в Ветхом Завете Господь сказал: «Сын мой! Отдай сердце твоё Мне» (Притч. 23,26). А если святые теряли благодать, — теряли радость общения с Богом, они слёзно каялись.

Почитайте дневники св. Иоанна Кронштадтского. Мы видим, что он имел такую же природу, как и мы, — немощную и удобопреклонную ко греху. Да, в нём возрастал новый человек, но и ветхая природа оставалась такой же, как у нас. Вот батюшка пишет, что как-то кухарка плохо приготовила завтрак (у него был больной желудок), он рассердился и даже поднял руку, чтобы ударить её, но опомнился. Он почувствовал, что теряет благодать, мир и душевный покой, ниспадает из состояния любви — из рая — в ад. Сердце его сжалось, похолодело, он понял, что если не остановится, не покается и не будет прощён, то погрузится в состояние духовной смерти. И батюшка ищет такой глубины покаяния, чтобы получить прощение, чтобы сердце его снова открылось Богу. Ещё случаи. Однажды батюшка уединился в саду на полчаса — свободного времени так мало! — но тут пришли деревенские бабы, стали отвлекать его глупыми вопросами. О. Иоанн досадует, но спохватывается и кается. Или едет он в карете, задумавшись о чём-то серьёзном, а следом бегут дети и клянчат у него монетки. Он рассеивается мыслью и гневается на детей, но тут же осознаёт, что согрешает. И снова долгая молитва и искреннее раскаяние. Так было до конца его жизни, как и у каждого из нас.

Святость — это не есть что-то особое, это обычная жизнь. Нам это трудно понять, ибо святость была нормой раньше, у первых христиан, а грех — исключением. Ныне, наоборот, грех стал нормой, а святость — исключением. Тем не менее святые ничем не отличаются от нас, просто они полны решимости жить с Богом и стяжать благодать, а при потере оной обязательно возвращать её покаянием. Так св. Мария Египетская, осознав ужас своей распутной жизни, бежала от соблазнов в пустыню, чтобы никто к ней не мог прийти с льстивыми уговорами и дабы самой не поддаться искушению вернуться к греховной жизни. А как поступал киево-печерский подвижник св. Иоанн Многострадальный? Чувствуя, что ослабевает в борьбе со страстями, ужесточил свой подвиг, закопал сам себя по пояс в землю и пребывал в этом состоянии около 25 лет.

Как редко достигают чистоты сердечной даже св.подвижники, показывают слова прп. Пимена Великого: «Многие из отцов наших были сильны в подвигах; но сильных по чистоте помыслов — один или два». Высочайший и недостижимый образец чистоты сердца на земле — Иисус Христос. А среди людей одна Пресвятая Богородица более всех приблизилась к совершенной чистоте сердца. Но и мы должны стремиться к этому идеалу.

Что для этого нужно? Отрешиться от всего земного. Вспомните, как ко Христу подошёл юноша, соблюдавший заповеди, и спросил, что делать ему, чтобы иметь жизнь вечную. Иисус ответил: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё, и раздай нищим... и приходи, и следуй за Мною». Услышав это, юноша опечалился, потому что был очень богат (Мф. 19,16-22). Человеку трудно отказаться от всего и последовать за Христом, но христианин должен оторвать своё сердце от всего житейского, чтобы там пребывал Бог. В этом и есть смысл нашей жизни — сохранять нашу связь со Христом. Всё остальное Господь берёт на себя — что нам пить и есть, во что одеться. Сказано: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6,33). Мы же извращаем истину Божьих слов и ищем счастья земного, а считаем, что приложится Царство Божие. Но если будем искать Царства Божия, то все проблемы Господь возьмёт на Себя, разрешит все житейские трудности. А коли сами возжелаем их решать, Отец Небесный даёт нам полную волю: «Хорошо, Я отойду. Но если позовёшь Меня, Я приду и помогу тебе устроить твою жизнь так, чтобы ничто тебе не мешало быть со Мной». Когда же человек поймёт, что его счастье в жизни с Богом?

Архимандрит Иоанн Крестьянкин, насельник Псково-Печерского монастыря, почивший в 2006 году, говорит, что мы приходим к Богу и просим — Господь даёт, мы уходим, тратим, что получили, как блудные дети, возвращаемся и опять просим. Господь снова даёт, мы снова тратим. И так без конца. Будто не понимаем, что счастливы можем быть, только когда возжаждем быть с Ним и никогда с Ним не разлучаться. А Бог, как родитель, всё даст, ибо ни в чём не имеет недостатка. Но мы продолжаем создавать толчею возле Бога. Зачем? Ведь «знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6,8). А нам надо помнить о главном нашем христианском делании — о восхождении «еже по подобию», т. е. об уподоблении Богу, обожении. Один из 70-ти апостолов, св. Карп, был епископом в македонском городе Берии. Много язычников обратил он в веру Христову, а если христиане соблазнялись вновь в идолопоклонство, Карп молился о погибели и соблазнителя, и соблазнившегося. И было ему однажды видение: на краю адской пропасти стояли совращённый в язычество христианин и его совратитель. Но явился Сам Христос и милостиво подал им руку. Карпу же сказал: «Подражай Мне, и не желай смерти грешника, но желай, чтобы он обратился и жив был».

Да, мы имеем природу, удобопреклонную ко греху, сердца наши нечисты, жизнь порочна, но мы можем и должны идти тернистым путём в Царство Божие. Ведь даже великие грешники становились святыми. В наше время ничего в этом плане не изменилось. Да, иными стали условия жизни, зло умножилось, но благодать-то та же осталась! Умножается в мире зло — умножается и благодать.

Записала Варвара АКИМОВА,
газета «Православный Санкт-Петербург»