Сегодня:

21 ноября 2019 г.
( 8 ноября ст.ст.)
четверг.

Собор всех архангелов.

Седмица 23-я по Пятидесятнице.
Глас 5.

Поста нет.

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила , Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.


Утр. - Мф., 52 зач., XIII, 24-30, 36-43. Лит. - Бесплотных: Евр., 305 зач., II, 2-10. Лк., 51 зач., X, 16-21.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Преподобный Серафим Саровский близок нам по духу радости, которого так не хватает современному человеку

1 августа 2010 года, в день обретения мощей преподобного Серафима Саровского, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, сообщает Служба коммуникации ОВЦС. По окончании Божественной литургии Владыка Иларион обратился к верующим со словами проповеди:

Преподобный Серафим Саровский

Дорогие братья и сестры!

В этот воскресный день мы совершаем память великого чудотворца земли нашей преподобного Серафима Саровского. Сегодня наш Святейший Патриарх вместе с сонмом архиереев пребывает в пределах Нижегородской епархии, где совершает богослужение, посещая места, связанные с жизнью и подвигом преподобного. Почему русский народ так любит преподобного Серафима? Почему этот святой, просиявший в последние времена, оказался так дорог нашему сердцу?

По очень многим причинам. Преподобный Серафим не был, как сейчас говорят, публичной фигурой. Он не был человеком, который выступает с амвона, защищает святой Православие в борьбе против ересей, он не прославился мученическим подвигом. Он ушел в пустыню, чтобы жить в безвестности, но достиг такой степени духовной высоты и духовного совершенства, что сам Господь воздвиг его на всероссийскую свещницу. И этот простой человек, стремившийся только к тому, чтобы жить с Богом, стал наставником для тысяч и миллионов людей. Преподобный Серафим долгие годы жил в полном уединении. Тысячу дней и ночей он простоял коленопреклоненно на камне в молитве к Богу. Он жил в дремучем лесу, в безвестной келье, день и ночь проводя в молитве к Господу.

Казалось бы, какие плоды должно было принести такое житие? Человек, который отказался от всех радостей жизни, не участвовал ни в каких мирских делах, жил в полном одиночестве, окруженный лесом и дикими зверями — что он мог вынести из своего многолетнего затвора? Наверное, он мог бы выйти из затвора сумрачным, сосредоточенным, думающим только о себе и о своих грехах, не интересующимся жизнью других людей. Однако всё, что мы знаем о преподобном Серафиме, говорит о совершенно противоположном результате его многолетнего постнического подвига. Он вышел из затвора духовно просветленным, радостным, способным не только говорить, но и слышать других людей. Не случайно в течение всего года, в независимости от того, была ли это Пасха или Великий пост, он приветствовал каждого приходящего к нему словами: «Христос воскресе, радость моя!». В этих словах проявлялось духовное просветление и духовная радость, которые стали естественным плодом его многолетнего подвига поста и молитвы.

Он радовался каждому приходящему к нему человеку и передавал эту радость своим посетителям, которые приходили в скорбном настроении, ибо хотели поведать о своих трудностях и получить от преподобного Серафима духовное утешение. К нему приходили и богатые, преуспевающие люди — они, казалось бы, имели все для того, чтобы быть спокойными и радостными, а между тем в их жизни не было ни покоя, ни радости. Та радость, которую давал приходящим к нему преподобный Серафим, исходит от Бога, а не является следствием мирских стяжаний или достижений. Та внутренняя радость, которой преподобный Серафим озарял всех приходящих к нему, была плодом жизни во Святом Духе. Именно поэтому преподобный Серафим говорил, что целью жизни христианина является стяжание Святого Духа. Если Святой Дух присутствует в сердце человека, то все плоды Духа, о которых говорил святой апостол Павел — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23) — присутствуют в жизни человека.

И тот внутренний покой, который источал преподобный Серафим Саровский и который распространялся от него на окружающих людей, тоже был приобретен внутренним подвигом преподобного и действием на него Святого Духа. Однажды некий Николай Александрович Мотовилов пришел к преподобному Серафиму за наставлением и духовным утешением. Во время этой беседы, происходившей в зимнем заснеженном лесу, преподобный Серафим неожиданно просиял Божественным Светом, подобно тому, как просиял Божественным Светом Господь Иисус Христос на горе Фаворской. При исходящем от преподобного Серафима тепле и благоухании продолжилась их беседа, во время которой преподобный поведал Мотовилову о том, что подлинной целью человеческой жизни является стяжание Святого Духа Божия. Такое действие Святого Духа было явлено Мотовилову во время его беседы с преподобным Серафимом.

 

Преподобный Серафим Саровский — это святой, который близок нам по времени, но близок еще и по духу радости, которого так не хватает современному русскому человеку. Многие из вас ездят в метро. Посмотрите на лица людей в вагоне метро, и вы увидите, что на них нет радости. Вы увидите что угодно — озабоченность, суетливость, раздражение, но не найдете радости. Кто-то скажет: «А чему радоваться в метро? Это же не ресторан или дискотека». Но пойдите в ресторан и посмотрите на сидящих там. Много ли вы увидите радостных, просветленных лиц? Нет. Радость, просветление и подлинное счастье приходят не от развлечений, а от осознания, зачем и для чего человек живет. Они приходят тогда, когда торопящийся человек понимает, что, по большому счету, ему некуда спешить, потому что момент своего перехода в вечность он не сможет ни отдалить, ни приблизить. Он знает, что вся его жизнь находится под покровом Божественной Воли и Промысла. Если человек живет такими мыслями и переживаниями, то он всегда будет внутренне спокоен и радостен, даже если одолевают его скорбные обстоятельства, искушения и испытания. Тогда он будет способен эту внутреннюю радость не только хранить в самом себе, но и передавать окружающим его людям. В основе всего лежит следование заповедям Божиим и приобщение к жизни Церкви, которая через молитву, через Божественные Таинства, а наипаче через святую Евхаристию, Причастие Тела и Крови Христовых, подает человеку все, что необходимо для спасения, подает ему в изобилии благодать Святого Духа Божия. Будем просить Господа, чтобы по молитвам преподобного и богоносного отца нашего Серафима Господь всегда давал нам это внутреннее ощущение присутствия Святого Духа в нашей жизни, чтобы Он давал внутренний покой и радость, так необходимые для того, чтобы нести наш жизненный подвиг. Аминь!

«Радонеж»

vn001

См. также: