Сегодня:

26 августа 2019 г.
( 13 августа ст.ст.)
понедельник.

Святитель Тихон Задонский.

Седмица 11-я по Пятидесятнице.
Глас 1.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Отдание праздника Преображения Господня. Преставление (662), перенесение мощей прп. Максима Исповедника. Обретение мощей блж. Максима , Христа ради юродивого, Московского (ок. 1547). Преставление (1783), второе обретение мощей (1991) свт. Тихона , еп. Воронежского, Задонского чудотворца. Мчч. Ипполита, Иринея, Авундия и мц. Конкордии, в Риме (258). Сщмчч. Иоанна, Иоасафа и Константина пресвитеров (1918). Сщмчч. Серафима, еп. Дмитровского, Николая, Иакова пресвитеров и Алексия диакона (1937). Мч. Василия (1942). Минской (1500), и именуемых "Страстна'я" (1641) и "Семистрельная " (1830) икон Божией Матери.


Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Жизнеописание святителя Питирима, епископа Тамбовского - Часть 1

I. Рожденіе и детство святителя Питирима.

Святитель Питиримъ родился, по преданію, въ Смоленской губерніи и, какъ думаютъ, даже въ древнемъ, изстари славившемся благочестіемъ городе Вязьме, въ то время принадлежавшемъ къ Крутицкой епархіи, а съ 1778 г. причисленномъ къ епархіи Смоленской [11].

Согласно съ указаніемъ рукописной Тамбовской летописи, время рожденія Питирима относится къ 1645 г. [12]. Если принять во вниманіе древній благочестивый русскій обычай, котораго держались особенно въ благочестивыхъ семействахъ, — не по прихотливому вкусу давать имена новорожденнымъ, а называть ихъ именами техъ собственно святыхъ, которымъ творится память въ самые дни рожденія, — то мы за день рожденія святителя можемъ принять 27 число февраля — день памяти преподобнаго ІІрокопія Декаполита, именемъ коего онъ былъ нареченъ по рожденіи. Это предположеніе подтверждается и преданіемъ и совершенно соответствуетъ счету годовъ святителя по летописи.

Кто были родители Питирима — въ міре Прокопія — неизвестно. Несомненно только то, что они не принадлежали къ какой-либо родовой русской знати, какъ не были также и изъ простой, необразованной черни. Еще более не подлежитъ сомненію, что это была, добрая, набожная чета, крепко стоявшая въ истинномъ, православномъ ученіи святой нашей церкви и отличавшаяся особымъ благочестіемъ среди самыхъ, вообще благочестивыхъ, вяземцевъ. Иначе и быть не можетъ: ибо, по непреложному слову Спасителя, всякое доброе дерево не можетъ не приносить добрыхъ плодовъ, какъ и дерево худое должно приносить и плоды худые (Матф. 7, 16-18). Но не одни только подобныя соображенія доказываютъ нами сказанное. Есть другое более очевидное, живое тому доказательство. У святителя Питирима была сестра родная. Мірскаго имени ея не знаетъ исторія; но темъ не менее дела ея доказываютъ ея благочестіе, какъ и благочестіе ея брата роднаго, — этой родной отрасли отъ роднаго благочестиваго корня. Оба они, съ первыхъ летъ детства, являются не только съ сильно-религіознымъ, но и съ строго-аскетическимъ направленіемъ и настроеніемъ и очень рано оставляютъ міръ, посвятивъ себя исключительно на служеніе Богу. Откуда, спрашивается, такое раннее настроеніе истинно-христіанское, если не предположить въ родителяхъ ихъ строгаго благочестія, руководствовавшаго къ благочестію и чадъ ихъ?...

Зная святителя Питирима, какъ истинно великаго учителя и просветителя края и следя строго за ходомъ его жизни и образованія душевнаго, мы должны сказать, что всеблагой и премудрый Промыслъ, предъизбравъ его ото дня рожденія и предназначивъ къ высокому, достойному служенію въ свою славу, отъ колыбели поставилъ его въ самыя благопріятныя обстоятельства для образованія изъ него истиннаго столпа веры, глубоко преданнаго истинному ученію православной церкви и преисполненнаго глубокой ненависти ко всякому извращенію святой истины.

Древній русскій православный городъ, еще въ XI веке просвещенный светомъ Божественнаго евангелія, имевшій вблизи и на глазахъ своихъ достойныхъ подвижниковъ и видевшій многія знаменія особой силы и милости Божіей, особенно въ чудесныхъ явленіяхъ и прославленіяхъ св. иконъ, Вязьма издревле славилась, какъ мы сказали, истиннымъ благочестіемъ, любовью и благоговеніемъ къ храмамъ Божіимъ и ко всему священному. Вместе съ темъ, она издревле имела свои, хотя и незначительныя, школы для образованія, где благочестіе жителей пріобретало религіозное знаніе, сознательную веру. Во времена Питирима въ Вязьме особенно должна была развиться ненависть къ извращенію истины православной веры. Опустошенная и разоренная во время междуцарствія католиками-поляками, видевшая все ихъ богохульство, — подъ вліяніемъ этой ненависти, хотя сама свободная отъ вліянія католическаго, Вязьма должна была видеть вблизи себя, въ родномъ, издревле тесно съ нею связанномъ, Смоленске все притесненія, ухищренія и стремленія католиковъ къ тому, чтобы подавить православную веру, видела неоднократные случаи страданія за веру своихъ собратій. Но ненавистію ко лжи и извращенію истины, содействовавшею, съ другой стороны, укрепленію православной веры, не должно было ограничиться дело. Соседняя со страною, где действовали проповедники лжи, подвергавшаяся и сама опасности попасть въ хитрыя ковы неправомыслящихъ, Вязьма должна была, если не учредить у себя высшія школы, по примеру южнорусскихъ странъ, за неименіемъ къ тому средствъ, то, по крайней мере, должна была развить и усилить существовавшія обыкновенныя школы для просвещенія и укрепленія въ истинномъ ученіи жителей. Таковыхъ школъ, легко можно предположить, было не мало въ Вязьме, подъ руководствомъ пастырей и вообще добрыхъ просвещенныхъ людей, и въ этихъ-то школахъ жители должны были пріобретать вполне достойное развитіе въ духе православнаго ученія.

При твердости въ вере православной, вяземцы ненавидели ни одно католическое ученіе, но, какъ мы сказали, считали страшною заразою всякое извращеніе истины. Замечательно въ этомъ отношеніи ихъ отвращеніе къ расколу, который быстро распространялся вообще по Россіи, но не пошелъ въ ходъ въ Вязьме. Вообще во всей Смоленской губерніи действіе раскола было почти не заметно, а въ Вязьме онъ не имелъ совершенно никакихъ успеховъ. Вяземцы смотрели на расколъ, какъ на кару Божію и молились объ избавленіи отъ прелести. Въ 1682 году 21 мая, для предупрежденія раскола и всякаго лжеверія, учрежденъ былъ даже особый крестный ходъ, въ память равноапостольныхъ Константина и Елены, какъ поборниковъ православія, оберегателей целости и единства церкви. На другой годъ обрядъ былъ повторенъ и затемъ продолжался ежегодно. Въ высшей отепени усладительное для православнаго утешенія, назиданія и памятованія!..

Ненависть ко всякому извращенію истиннаго ученія и, вместе съ темъ, любовь къ православію, благочестіе, набожность, благоговеніе къ святыне, любовь къ храмамъ Божіимъ, отличавшія целый городъ, целый уездъ и почти целую губернію, должны были особенно отразиться въ душахъ людей, по преимуществу благочестивыхъ и они должны были первые получать образованіе, каковымъ съ детства является Питиримъ — въ міре Прокопій. — Первые уроки благочестія Прокопій долженъ былъ получать подъ руководствомъ благочестивыхъ своихъ родителей. Одаренный отъ природы высокими способностями ума, при особой глубине чувства, Прокопій на всякомъ поприще жизни могъ бы быть высокимъ и достойнымъ деятелемъ, но Промыслъ указалъ ему самое лучшее назначеніе и направленіе. При благочестивомъ настроеніи вообще, онъ съ самаго начала развитія способностей получилъ направленіе религіозное. Онъ любилъ Божественные храмы, какъ домы Божіи; имелъ особое благорасположеніе къ подвижникамъ, образцы коихъ виделъ онъ въ благоговейно чтимыхъ родителями святыхъ Смоленскихъ; съ благоговеніемъ покланялся и чтимымъ въ Вязьме и въ округахъ Вязьмы, чудотворыымъ иконамъ Божіей Матери и преимущественно Смоленской иконе Божіей Матери. При благочестіи вяземцевъ, какъ въ самой Вязьме, такъ въ ея округе, а особенно въ целой Смоленской губерніи было довольно много чудотворныхъ иконъ, къ которымъ совершались особыя благочестивыя путешествія. Все это развивало въ благочестивомъ ребенке Прокопіи сильную любовь и должное благоговеніе къ иконамъ. Десятилетнему мальчику привелось видеть въ самой Вязьме чудотворную Смоленскую икону Божіей Матери. Она была вынесена изъ Смоленска, какъ выносилась всегда и прежде въ несчастныхъ случаяхъ города, при осаде его Сигизмундомъ, и отправлена въ Москву, откуда перенесена въ Ярославль. По возвращеніи изъ Смоленска въ 1655 г., чудная икона опять возвращена была на свое место. Прокопій былъ очевидцемъ благоговенія жителей къ иконе, когда она проносима была чрезъ Вязьму. Это возжгло пламя особеннаго благоговенія къ Смоленской святыне, которая и такъ по преимуществу уважалась въ Вязьме. Вера и благоговеніе къ иконамъ, глубоко положенныя въ душу Прокопія съ детскихъ летъ, были такъ сильны въ немъ, что онъ, по преданію, самъ, какъ художникъ, списалъ со Смоленскихъ чудотворныхъ иконъ копіи, которыя впоследствіи, когда сделался епископомъ Тамбовской церкви, привезъ ихъ, какъ увидимъ, съ собою въ Тамбовъ, где оне и до ныне являютъ по вре­менамъ благодатную силу притекающимъ къ нимъ съ верою.

Съ развитіемъ большей и болыпей любознательности, глубоко проникнутая въ душу отрока Прокопія любовь къ Богу и ко всему священному требовала для него образованія научнаго. Прокопій получилъ образованіе въ родныхъ Смоленско-Вяземскихъ школахъ, где еще более должно было развиться принятое имъ первоначальное направленіе. Здесь онъ долженъ былъ учиться слову Божію, писаніямъ отеческимъ и читать описанія жизни святыхъ. Образованіе, подъ вліяніемъ первоначальнаго домашняго воспитанія, должно было вполне развить въ отроке строго благочестивое настроеніе и обогатить его религіозно-нравственными познаніями. Чуждаясь развлеченій суетныхъ, благочестивый мальчикъ утешался вполне Божественнымъ. Пребываніе въ храме считалось высшимъ для него удовольствіемъ и наслажденіемъ. Онъ восторгался вполне Божественною службою и считалъ великимъ для себя наказаніемъ оставить службу по какой бы то ни было причине. Изъ любви и полнаго благоговейнаго уваженія къ храмамъ Божіимъ и къ службамъ церковнымъ развилась въ немъ особая любовь къ церковному пенію и также къ церковной живописи и къ архитектуре, и будущій святитель, обогащенный такими сведеніями, и самъ былъ не только искуснымъ певцомъ, но даже живописцемъ и архитекторомъ и впоследствіи способенъ былъ и другихъ руководитъ въ пеніи [13], а также на поприще образованія — въ наукахъ и искусствахъ.

При такомъ отъ природы настроеніи и указанномъ школьномъ образованіи, въ Прокопіи рано развилось аскетическое направленіе. Онъ строго дорожилъ соблюденіемъ постовъ, любилъ молиться и воздыхать къ Богу о своихъ согрешеніяхъ. Видя повсюду действіе силы Божіей и вместе сознавая и чувствуя на каждомъ шагу свою слабость, онъ со всемъ жаромъ сердца обращался съ молитвою къ Богу, къ Царице Небесной и къ св. угодникамъ Божіимъ, прося и умоляя о Божественной помощи. — Въ Вязьме, какъ городе древнемъ, славившемся благочестіемъ жителей, городе, бывшемъ некогда главнымъ, стольнымъ городомъ особаго удельнаго княжества, не только много было церквей, но не одинъ былъ и монастырь [14]. Мальчику съ благочестивымъ настроеніемъ не только известны были все эти монастыри, но и самая жизнь въ монастыряхъ. Онъ виделъ особое уваженіе къ нимъ гражданъ и особенно родителей, восхищался мирною тихою жизнію и питалъ особое благоговеніе къ подвижникамъ, которыхъ чтили и уважали все. Видя въ міре суету, нередко пустыя занятія и увеселенія и испытывая на самомъ себе нередкое отвлеченіе отъ любимыхъ занятій и задушевныхъ стремленій, онъ сталъ предпочитать жизнь въ обители жизни мірской.

Изъ детской жизни святителя Питирима (Прокопія), кроме общаго и ранняго благочестиваго его настроенія и стремленія къ подвижнической жизни, достойно особеннаго вниманія отношеніе его къ своему тезоименитому святому покровителю, преподобному Прокопію Декаполиту, имя котораго онъ носилъ до монашества. Это отношеніе свидетельствуетъ не только объ особомъ, высокомъ благочестіи Питирима, но показываетъ въ немъ ясно особаго избранника Божія съ детскихъ летъ сделавшагося избраннымъ сосудомъ благодати Божіей.

Какъ известно, по церковному ученію, со дня рожденія и отъ купели св. креіценія поручаемые особому угоднику Божію, котораго принимаемъ имя, съ самаго явленія на светъ, мы пріобретаемъ въ немъ перваго о себе молитвенника и предстателя у престола Всевышняго и вместе перваго наставника и руководителя въ жизни на пути къ вечному спасенію. Нося обыкновенно названіе какого-нибудь угодника Божія, мы обыкновенно называемъ его своимъ ангеломъ, но редко проникаемъ въ значеніе своего ангела-покровителя и не определяемъ ни его къ намъ отношенія, ни отношенія нашего къ нему. Дело особеннаго и глубокаго благочестія — не только понять и оценить значеніе для насъ нашего тезоименитаго ангела-покровителя, но и воспользоваться этимъ значеніемъ. — Святитель ІІитиримъ, какъ видно, съ самаго детства имелъ къ своему покровителю, святому Прокопію, особое глубокое уваженіе и любовь. Возрастая, онъ вполне понялъ и оценилъ значеніе преподобнаго, имя котораго онъ на себе носилъ и, имея въ преподобномъ Прокопіи перваго о себе молитвенника и предстателя, старался иметь въ немъ и перваго руководителя и наставника въ жизни. Молитва благочестиваго отрока къ препод. Прокопію, любовь и уваженіе къ нему были такъ сильны, такъ искренни и имели такое достоинство, что св. Прокопій ощутительно для Питирима являлъ себя его наставникомъ и руководителемъ. Отношеніе между соименниками было такъ ощутительно и действенно, что святитель не могъ никогда оставитъ своего покровителя и къ нему первому всегда обращался въ молитвахъ, пользуясь явною его взаимностію. Это было причиною того, что осталось неизвестнымъ, въ честь кого было дано принятое имъ после, въ монашестве новое имя Питирима, тогда какъ имя преподобнаго Прокопія тесно и неразрывно соединилось съ памятью святителя. Еще съ детства святитель виделъ для себя въ лице великаго Іерусалимскаго подвижника не только образецъ жизни, которой старался подражать со всеми усиліями, чтобы вполне осуществить ее въ собственной жизни, но онъ виделъ въ немъ своего постояннаго и неизменнаго заступника, наставника и учителя, по совету и руководству коего онъ долженъ былъ всегда действовать и ничего не предпринимать безъ его духовнаго благословенія. Тесная духовная связь святителя съ преподобнымъ Прокопіемъ, всегдашнее обращеніе перваго къ последнему и действительное духовное общеніе между ними, и по принятіи святителемъ новаго имени въ монашестве неизменно продолжавшіяся какъ во все время пребыванія Питирима въ обители иноковъ, такъ и на святительской кафедре; а затемъ перешедшія и въ жизнь загробную — служатъ самымъ яснымъ доказательствомъ, что благочестивый мужъ Питиримъ съ детскихъ летъ вошелъ со своимъ тезоименитымъ покровителемъ въ самую тесную духовную связь, вполне ощутимую для благочестиваго, и что препод. Прокопій духовно руководилъ и наставлялъ носившаго его имя и стремившагося къ подражанію ему достойнаго мужа. По причине этой нравственно-духовной связи небожителя съ достойнымъ на земле избранникомъ, имя преподобнаго Прокопія тесно и неразрывно соединилось съ именемъ святителя Питирима въ душахъ чтителей памяти последняго, и молитвенникъ, защитникъ и учитель святителя считается молитвенникомъ, заступникомъ и наставникомъ самыхъ чтителей святой его памяти.

 

 


11 На это указываютъ, кроме древняго преданія, и многія благочестивыя учрежде­нія архипастыря въ Тамбове, имеющія самое близкое сходство съ учрежденіями Смоленско-Вяземскими; таковы некоторые монастыри, храмы, иконы и т. п., представляющіе точ­ныя копіи Смоленско-Вяземскихъ, къ которьшъ преосвящ. Питиримъ, какъ по всему можно судить, относился какъ къ роднымъ. Особенно это нужно сказать о Смоленекой иконе Божіей Матери, привезенной святит. Питиримомъ въ Тамбовъ. Городъ Вязьма, если его именно считать местомъ родины святит. Питирима, издревле славился твердостію въ православіи, искреннею глубокою религіозностію, любовью къ храмамъ Божіимъ и ко всему священному, имея и свои чудотворныя иконы, жители Вязьмы, какъ по недальнему разстоянію отъ Смоленска, такъ особенно по тесной связи Вязьмы съ Смоленсколъ, имели особое уваженіе къ чудной иконе Смоленской Божіей Матери, считая Смоленскую Заступницу главною и ближайшею своею защитницею и покровительницею. Въ Предтечевомъ монастыре, где первоначально подвизался святит. Питиримъ, главный храмъ былъ посвященъ Одигитріи Божіей Матери. По преданію, заслуживающему полнаго доверія, святитель, имея особую веру и особую любовь къ Смоленской чудотворной иконе Божіей Матери, какъ къ родной, съ детства ему близкой, будучи назначенъ въ епископа Тамбовскаго, поставилъ себе за первый священный долгъ, для благословенія своей паствы, снять точный списокъ съ Одигитріи Божіей Матери и эту, вполне точную, дорогую копію привезъ съ собою въ Тамбовъ. Какъ размеръ, такъ и цветъ красокъ Тамбовекой иконы вполне соответствуютъ Смолев­скому подлиннику. Вера и усердіе святаго мужа вызвали благодатную силу и на копію, и икона Одигитріи Бож. Матери сделалась для Тамбовцевъ ихъ покровомъ и утехою въ разнообразныхъ обстоятельствахъ жизни, помощницею и заступницею въ несчастіяхъ, скорбяхъ и нуждахъ, целительницею различныхъ немощей.

12 Въ брошюре «Святитель Питиримъ, второй епископъ Тамбовскій» священника (ныне архимандрита) Дим. Самбикина (Воронежъ, 1872 с), годомъ рожденія святителя указанъ почему-то 1644 годъ, стр. 3.

13 Въ конце XVII столетія, когда въ Тамбове святительствовалъ Питиримъ, все Тамбовскія церкви отличались крайнею бедностію и служебною неопытностію причтовъ. «Тогда, говорится въ старинныхъ бумагахъ (см. изслед. И. И. Дубасова), самъ епископъ становился на клиросе и терпеливо училъ четью и петью невегласовъ».

14 См. Истор. статист. описаніе Смоленской епархіи, Спб. 1864 г.

 



 

 

Содержание

Жизнеописание святителя Питирима, епископа Тамбовского

Рождение и детство святителя Питирима

Поступление в обитель, пребывание в ней...

Открытие епископской кафедры в Тамбове...

Назначение Питирима на Тамбовскую кафедру...

Отъезд святителя на епархию...

Пастырская деятельность святителя Питирима

Хозяйственно-экономическая деятельность святителя

Частная жизнь святителя Питирима и его добродѣтели

Послѣднее время жизни святителя Питирима

Память Святителя Питирима по смерти его

Внѣшній видъ святителя Питирима

Памятники трудовъ и благочестія святителя

Сказаніе о святыхъ иконахъ, сохранившихся отъ святителя

Чудеса отъ святителя Питирима

Примечание