Сегодня:

16 сентября 2019 г.
( 3 сентября ст.ст.)
понедельник.

Фива диаконисса Коринфская.

Седмица 14-я по Пятидесятнице.
Глас 4.

Поста нет.

Сщмч. Анфима , еп. Никомидийского, и с ним мчч. Феофила диакона, Дорофея , Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия (302). Прп. Феоктиста, спостника Евфимия Великого (467). Блж. Иоанна Власатого, Ростовского чудотворца (1580). Св. Фивы диаконисы (I). Сщмч. Аристиона, еп. Александрии Сирийской (ок. 167). Мц. Василиссы Никомидийской (309). Свт. Иоанникия II, патриарха Сербского (1349). Сщмч. Пимена, еп. Верненского, Сергия, Василия, Филиппа, Владимира пресвитеров, прмч. Мелетия (1918). Сщмчч. Василия, Парфения пресвитеров (1919). Сщмчч. Андрея, Феофана пресвитеров (1920). Сщмчч. Владимира, Михаила пресвитеров (1921). Сщмч. Николая пресвитера (1923). Сщмч. Евфимия пресвитера и с ним 4-х мучеников (1924). Сщмч. Романа пресвитера (1929). Сщмчч. Алексия, Илии пресвитеров (1937). Писидийской иконы Божией Матери (608).


2 Кор., 195 зач., XII, 10-19. Мк., 16 зач., IV, 10-23. Сщмч.: Евр., 334 зач., XIII, 7-16. Ин., 36 зач., X, 9-16.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Преображение Господне

Архимандрит Рафаил (Карелин)


a035

Праздник Преображения имеет особое значение и в истории Грузинской Церкви. В этот день святая дева Нина, которую Иоанн Багратиони назвал «великим апостолом Грузии», пришла во Мцхета, древнюю столицу Иверии...

Государственной религией Восточной Грузии был маздеизм (огнепоклонство). Праздник Преображения совпадал по времени с одним из главных праздников маздеистов, установленным в честь их божества Армаза (Ормузд). Улицы столицы были похожи на русла рек во время половодья, толпы народа — на бурлящие волны потока. Город встретил святую Нину праздничным шумом, криками и ликованием, как будто Армаз и Заден праздновали свою победу. С балконов домов и окон свешивались гирлянды цветов и разноцветные ленты из дорогих тканей. На улицах и площадях горели огромные, украшенные розами светильники. На окрестных горах стояли идолы Армаза и Каци. Народ шел пешком, распевая гимны (гаты). Князья ехали на конях (всадник, увенчанный короной, один из образов Армаза). Идол, сделанный из меди, серебра и золота, сверкая глазами из драгоценных камней, стоял с обнаженным мечом на вершине горы, у подножия которой сливаются хрустальные воды Арагви и серебристые струи Куры.

Святая Нина духовными очами видела демонов, которые окружали идолов и принимали поклонения от людей. Опустившись на колени и воздев руки к небу, она стала молиться Богу о том, чтобы Он показал Свою силу. И вот неожиданно поднялась буря, черные тучи покрыли небо. Народ в страхе разбежался. Буря с корнем вырывала деревья, срывала гирлянды цветов со стен домов. Смерч поднял идолов Задена и Армаза и бросил их на дно ущелья.

День Преображения — начало проповеди святой Нины во Мцхета. Проповедь началась чудом и явлением силы Божией. В очистительной грозе и буре, в блеске молний и раскатах грома, сотрясавших горы, открылась христианская эра в Грузии.

 

6/19 августа — день Преображения. В праздник Преображения раскрывается мистическое богословие Христианской Церкви.

Преображение — это визуальное явление царства Божьего на земле. Иисус Христос незадолго перед Крестными страданиями, взяв с Собой трех учеников — Иоанна, Иакова и Петра, вышел из Капернаума и направился на север к горе Фавор, возвышающейся, как крепость, над холмами Галилеи. Ученики безмолвствовали, предчувствуя, что им откроется тайна. Тайна совершается в безмолвии. Человеческое слово относится к тайне, как волна к глубине океана.

На Фаворе, апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды — белыми, как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами. Спасителю явились два пророка: Моисей и Илия и беседовали с Ним. Экзегеты (толкователи священного Писания) говорят, что это была беседа о Голгофской жертве, о предстоящих Христу страданиях, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровью Сына Божьего и Спасителя.

Три апостола пережили явление Божественного света, как ни с чем не сравнимую великую радость. Казалось, само время остановилось в созерцании Божественного света. Изумленные апостолы пали на землю. Видение кончилось. Вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум.

Господь не только проповедовал Евангелие народам Палестины, Он одновременно воспитывал и просвещал своих учеников. И постепенно открывался Он им не только как Мессия Израиля, но всего человечества, как Царь вечного духовного царства. Слова Мессии о том, что он должен быть замучен в Иерусалиме, вызвали у апостолов изумление и страх. Вид Мессии, пригвожденного к Кресту, мог вызвать у учеников Христа чувство отчаяния, мысль о том, что все безвозвратно потеряно. Тайна искупления могла предстать их взору как поражение, как бессилие Мессии. В часы уныния, сомнений свидетельство трех апостолов о Преображении должно было укрепить в вере остальных учеников.

 

В чем тайна христианства? Оно привлекает людей не тонким и изощренным интеллектуализмом, не блестящим красноречием ораторов, не внешней красотой своих ритуалов. Христианство открыло человеческой душе новый мир, мир вечности, мир Божественного света, то, чего не могли дать все религии и философские системы.

Православная церковь учит, что есть три вида света.

Первый вид — чувственный, сотворенный свет, свет физических энергий, поддающийся измерениям и характеристикам.

Второй — интеллектуальный, присущий человеку, душевный, также сотворенный свет. Это свет суждений и представлений, свет воображения и фантазий. Свет поэтов и художников, ученых и философов. Душевным светом обычно восхищается полуязыческий мир. Этот свет может быть интенсивным и ярким, вводить человека в состояние интеллектуального экстаза. Но душевный свет принадлежит земле. Духовные сферы для него недоступны.

Третий вид света — несотворенный, Божественный, откровение Божественной красоты на земле и явление вечности во времени. Этот свет сиял в пустынях Египта и Палестины, в пещерах Гареджи и Бетлеми [древние грузинские обители], он воплощен в словах Священного Писания, в церковной Литургии и православных иконах.

В Музее искусств Грузии в Тбилиси хранится древняя икона Преображения, привезенная из Южной Грузии. От иконы остались фрагменты, но и в таком виде она поражает своей одухотворенностью и величием, как будто творцы иконы своей интуицией и духовным зрением увидели Фавор и запечатлели его — насколько это в человеческих силах. Сама икона кажется окруженной полем энергии, и, подходя к ней, человек переживает реалии новой жизни, духовной сферы, переживает присутствие Божества. Икона — это не произведение искусства, а откровение, переданное в особой форме искусства, подобной священной поэзии. Икона — это проекция духовного плана на физические плоскости. Икона — обнажение сущности, где дан развернутый чертеж событий. Икона — это безмолвный голос вечности, звучащий в красках и линиях. Икона — русле по которому течет Божественная благодать в мир.

Церковь — носительница Фаворского света. Каждый христианский храм — Фавор, где в церковных, таинствах и молитве душа приближается к своему преображению. Церковь — сокровищница Божественного света, поэтому нам так дороги ее догматы и каноны, традиции и ритуалы — каналы благодати. Реформаторство и модернизм в церкви — это замена духовного света земным, душевным, Божественного установления — человеческими представлениями.

Праздник Преображения — явление будущей славы святых.

 


Публикуется по книге «Великие Христианские Праздники», С-Пб, 1997

См. также: