Сегодня:

20 ноября 2018 г.
( 7 ноября ст.ст.)
вторник.

Преподобный Кирилл Новоезерский.

Седмица 26-я по Пятидесятнице.
Глас 8.

Поста нет.

Мучеников в Мелитине: Иерона , Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Прп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла , митр. Казанского, Михаила , Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние" , Угрешской (1795).


1 Тим., 279 зач., I, 8-14. Лк., 68 зач., XII, 42-48, и за среду (под зачало): 1 Тим., 281 зач., I, 18-20; II, 8-15. Лк., 69 зач., XII, 48-59. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Будем всей душой тянуться к свету Христову

PDF Печать E-mail
Автор: Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)   

Слово на Евангелие от Матфея, гл. 6, стихи 22—23

Светильник для тела есть око (Мф. 6:22). Через глаза познаем мы свет, это все знают и понимают. Наукой точно изучено все, что происходит в глазах и в мозгу, когда на глаз действует свет. Но наука совсем не может объяснить, что означает сказанное далее: Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма (Мф. 6:22-23)? Мы же не видим, что наши тела излучают свет. А Иисус Христос говорит, что все тело наше может быть светлым, — этого наука не понимает. Бог открывает нам тайну бытия, ведомую Ему одному, Творцу мира. И нам надлежит вникнуть в смысл этих удивительных слов Господа.

Вы видели радугу на небе. Вы знаете, что она блещет различными цветами: зеленым, желтым, красным, фиолетовым. Радуга возникает вследствие преломления солнечного света в облаках. Проходя через облака, солнечный свет, который кажется нам однородным, распадается на составные части. Так мы узнаем, что он содержит в себе дивные цвета, которые видим в радуге. Значит, в состав солнечного света входят все эти различные лучи. Белым же солнечный свет представляется нам вследствие того, что они смешиваются.

Но все, кто изучал физику, знают, что не только небесные облака могут преломлять солнечный свет. Известно, что если луч солнца пропустить через стеклянную призму, он тоже распадается на многие цвета. Мы увидим полосу, состоящую из различных цветов, которая называется солнечным спектром, но в ней содержатся не только те видимые лучи, которые мы знаем по цвету, а и многие невидимые. Известно, что те лучи, которых мы не видим, но которые содержатся в солнечном свете, имеют необыкновенные, таинственные свойства, совсем непохожие на свойства солнечного света в его совокупности. Мы не знаем, как невидимые лучи влияют на наше тело. Только Господу известно действие всех лучей, входящих в состав солнечного света.

Все живое тянется к солнцу. Вы знаете, как светло и радостно чувствуем мы себя в ясный, солнечный день. Какая благость, бодрость, энергия, какое радостное настроение овладевают нами! Все наше тело как будто светится от энергии света. Это то, о чем говорит Иисус Христос, но сущность чего мы не понимаем. О свете обычном, солнечном, Господь сказал нам для того, чтобы показать разницу между этим светом и светом духовным, — тем светом, которым сияют не только души, но и тела святых. Таким духовным светом сияло лицо великого пророка Моисея, когда сходил он с горы Синайской, держа скрижали с заповедями, начертанными на них перстом Божиим.

Это тот свет, который по Божию произволению показал преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский горячо любимому своему другу, помещику Мотовилову. Беседуя с ним, батюшка Серафим вдруг сказал: «Посмотри на меня». Мотовилов устрашился, увидев как лицо его засияло Божественным светом. «Смотри, никому не говори об этом, тебе одному я показал», — предупредил преподобный.

Светом души, светом чистого ума пронизано все существо добрых людей. Для многих слепых их тяжкое несчастье оказывается великим благодеянием Божиим, ибо они, ничем не развлекаемые, ничего суетного не видящие, глубоко сосредоточенные, смотрят в свое собственное сердце, отмечают каждое его движение, и такое наблюдение дает им свет духовный. Святые всегда были погружены в созерцание своего сердца, и великим Духовным светом сияло все их существо.

Сумеречный свет присущ душам людей, всецело преданных заботам и страстям века сего, мирской суете. Они живут в духовном полумраке. Нет света истины и любви в душах их. И только изредка, когда Господь посетит их милостью Своей, послав им несчастье и страдание, чтобы остановить их на суетном пути, заставить задуматься и оценить свою жизнь, — тогда свет их душ на время ярко вспыхивает.

Есть люди, совсем лишенные духовного света. Их сердца всегда исполнены вечного мрака. Это все ожесточенные, пребывающие в гордыне враги Божии, восставшие против Христа. Многие из них думают, будто несут свет, поскольку имеют хорошее образование. Но они глубоко ошибаются: все тело и все их помыслы, которые они считают глубокими, темны и лишены истины, ибо истина только в Боге, сказавшем: Я… Путь, и Истина, и Жизнь (Ин. 14:6). Кто отвергается Его, тот отвергается самой жизни.

Об этих несчастных и говорит Господь: Итак, если свет, который в тебе тьма, то какова же тьма? Если ты сам темен, тебя окружает великая духовная тьма, и ты все видишь в темноте, ибо не носишь духовного света в сердце и в уме. Таковы были книжники и фарисеи, и, обличая их после исцеления слепорожденного, Иисус Христос сказал: «Если бы вы были поистине слепы, то это еще не было бы бедой; но так как вы считаете себя зрячими, то горе вам, ибо не понимаете, что пребываете во тьме кромешной, и называете себя учителями народа, и беретесь учить людей» (см. Ин. 9:41).

Будем же всей душой тянуться к свету Христову, чтобы не объяла нас вечная тьма. Аминь.

15 июля 1945 года