Сегодня:

23 января 2019 г.
( 10 января ст.ст.)
среда.

Свт. Феофан Затворник.

Седмица 35-я по Пятидесятнице.
Глас 1.

Разрешается рыба.

Попразднство Богоявления. Свт. Григория , еп. Нисского (395). Прп. Дометиана , еп. Мелитинского (601). Прп. Маркиана пресвитера (V). Прп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Свт. Феофана , Затворника Вышенского (1894). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Блж. Феозвы диаконисы, сестры свт. Григория Нисского (385). Прп. Макария Писемского (XIV). Сщмч. Зиновия пресвитера (1920). Сщмч. Петра пресвитера (1930). Сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938).


Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Христос раждается, славите!

Святитель Иоанн,
архиепископ Шанхайский и Сан-Франциский

 

«Тайно родился еси в вертепе,
но небо Тя всем проповеда, яко уста,
звезду предлагая, Спасе»

 

a206s

Тихо, бесшумно сошел на землю и воплотился Сын Божий. Как капля росы падает на землю, так сила Вышнего осенила Пречистую Деву, и родился от Нее Спаситель мира.

Но мир не заметил великого дела, совершенного Богом. Люди были заняты каждый своими заботами, внимание их было направлено на дела житейские и на громкие мирские события.

Рим укреплял свою власть над народами и свою государственную мощь. Греция развивала искусства и предавалась утонченному служению плоти. Восточные народы пытались в явлениях природы найти ответы на все запросы духа.

Иудеи горячо жаждали освобождения от чужеземной власти и ждали избавителя в лице Мессии — земного царя.

Однако житейские дела не давали удовлетворения людям, даже когда они были успешны. Все сильнее чувствовалось «томление духа» по правде и ощущалось, что мир, погрязая в суете и пороках, грядет к гибели.

Не только иудеи ждали избавителя, но лучшие из язычников находились в ожидании Некоего, Который спасет человечество от гибели.

Но каждый по-своему представлял себе Его пришествие, и, будучи сам плотским, не мог помыслить о духовном. «Иудеи знамения просят, и еллины премудрости ищут» (1 Кор. 1:22).

И никто не ждал Спасителя кроткого и смиренного сердцем, облеченного не земной, а небесной славой.

А таким именно был «хотяй всем спастися и в разум истины прийти» (1 Тим. 2, 4).

Не внешней силой или кичливой мудростью пришел Он воцариться над народами, не «привидении устрашая» (молитва водосвятия), а в зраке раба пришел Спаситель поднять на Себя грех Адамов, понести на Себе тяжесть человеческую, быв доступен каждому.

«Сын человечь не прииде, да послужат Ему, но да послужит и даст душу Свою избавление за многих» (Мк. 10:45; Мф. 20:28).

Соответственно сему рождается Он в вертепе, в малом граде, куда на время переписи прибыло богатое лишь добродетелями семейство бедного плотника праведного Иосифа. Никто из живущих на земле не представлял себе, что в таком убожестве появится Избавитель и придет к людям Царствующий над всеми тварями.

И даже сам князь тогдашнего мира сего, гордый противник Божий — дьявол оказался обманутым и не узнал в Родившемся Того, Кому позавидовал, когда еще был Ангелом. Сокровенная от его власти предвечная тайна о спасении рода человеческого могла познаться лишь теми, кто внимают голосу с неба и туда устремляют свои взоры.

Образ святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Франциского

Услышали пастыри Ангелов, поющих плотское Христово пришествие, — те бедные Вифлеемские пастухи, единственным источником мудрости коих была открытая книга Премудрости Божией, явленной в красоте Его творений, не тронутых грешной рукой человеческой.

А не услышавшему ангельского пения всему остальному человечеству небо ярким светом воссиявшей на нем звезды словно устами возвестило, что «во своя прииде (…) Свет истинный, просвещающий всякаго человека, грядущаго в мир» (Ин. 1:9, 11).

Ко всем обращалось небо, повевающее славу Божию. Но лишь цари-волхвы, искавшие в нем откровения судеб Божиих и готовые всюду пойти, чтоб найти истину, уразумели голос неба. Собравши свои сокровища, чтобы принести в дар новорожденному Царю, они оставили свои престолы, покинули родную землю и пошли, сами не зная куда, следуя лишь течению звезды, возвещавшей им путь к Царству вечному.

Тяжел был путь, но свет звезды Вифлеемской освещал его. И мудрецы-волхвы, преодолевая все препятствия, шли по стезям, указываемым небом, отрешившись от своей воли. Звезда привела их в Иерусалим, где они услышали писаное слово Божие, а затем в Вифлеем, где они узрели воплощенное Слово, Бога во плоти, и поклонились Солнцу Правды.

Мир продолжал бушевать своими страстями.

Ирод, узнав о рождении вечного Царя, искал убить Его; не нашедши Его, он умертвил множество младенцев, но так и не смог убить тайно Рожденного в вертепе.

Тайна сия для живущих по стихиям мира сего оставалась тайной. Он стоял посреди людей, а они Его не знали (Ин. 1:31).

Лишь постепенно открывался Он чистым сердцем, искавшим правды, готовым стоять за истину, открываясь и тем, кто желал очищения сердца, кто готов был свою волю покорить воле Небесной.

И настало время — свет Вифлеемский озарил все концы вселенной.

 

Ныне опять бушует мир! Одни готовы были бы убить Младенца и стараются стереть Его Имя, другие словно Его не замечают. Но посреди нас стоит Он, открываясь тем, кто испытует «свидения Его и всем сердцем взыщут Его» (Пс. 118:2). «Всуе шатаются языцы и людие поучаются тщетным! Жезлом железным, яко сосуди скудельничи, сокрушит Он прогневающих Его» (Пс. 2:1, 9).

 

А звезда Вифлеемская вновь незримо сияет над миром, призывая все народы и каждого человека устремить свой взор к небу, горé иметь сердце, припасть к Новорожденному и возрадоваться радостью велией, ибо с нами Бог!

«С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся: яко с нами Бог!»

Христос родися!

 


Публ. по изданию: Игумен Герман (Подмошенский), иеромонах Серафим (Роуз)
«Блаженный Святитель Иоанн Чудотворец».
Изд. 2-е, «Русский Паломник», Москва, 2008