Сегодня:

22 октября 2018 г.
( 9 октября ст.ст.)
понедельник.

Апостол Иаков Алфеев.

Седмица 22-я по Пятидесятнице.
Глас 4.

Поста нет.

Ап. Иакова Алфеева (I). Прпп. Андроника и супруги его Афанасии (V). Прав. Авраама праотца и племянника его Лота (2000 до Р.Х.). Мчч. Еввентия (Иувентина) и Максима воинов (361-363). Св. Поплии исповедницы, диакониссы Антиохийской (IV). Прп. Петра Галатийского (IX). Сщмчч. Константина и Петра пресвитеров (1918). Сщмч. Константина пресвитера (1937). Обретение мощей прп. Севастиана Карагандинского исп (1997). Корсунской иконы Божией Матери (988, XII).


Утр. - Ин., 67 зач., XXI, 15-25. Лит. - Кол., 255 зач., II, 13-20. Лк., 33 зач., VII, 36-50. Ап.: 1 Кор., 131 зач., IV, 9-16. Лк., 51 зач., X, 16-21.

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Святитель Лука на Тамбовской кафедре

Протоиерей Алексий Гирич

 

bk003m

Введение

Господь Иисус Христос учил своих учеников: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:14-16). Именно таким светом, который «во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5), был для своих современников в тяжелое и многострадальное время нашего Отечества святитель Лука (Войно-Ясенецкий), причисленный в августе 2000 года Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви к лику святых ХХ века.

Почитание святых, благоговейное внимание к их жизни и подвигам, стремление подражать им и учиться у них святости является яркой отличительной чертой православного мировоззрения. Этим определяется наличие в Православии сложившейся традиции составления жизнеописания святых, которая своим истоком восходит, вероятно, к призыву апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7).

Мы являемся свидетелями того, как из года в год нарастает всеобщий интерес к жизни и трудам выдающегося исповедника, архиепископа Русской Православной Церкви, доктора медицинских наук, профессора хирургии и педагога архиепископа Луки (Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого). Имя святителя Луки при его жизни было известно узкому кругу людей, а сейчас оно известно каждому православному человеку. Ему посвящены уже десятки книг и статей, изданных как в нашей стране, так и за рубежом, в том числе несколько жизнеописаний, составленных различными авторами. Они содержат яркие и подробные рассказы обо всех периодах его жизни и деятельности, за исключением периода служения на Тамбовской кафедре (1944 г. — начало 1946 г.), который в них либо вовсе отсутствует, либо описан фрагментарно, зачастую с ошибками и неточностями и не даёт достаточно полного представления о его архипастырской деятельности. Понять причины этого позволяет даже краткое знакомство с основными его жизнеописаниями.

Первая большая работа «Жизнь и житие святителя Луки Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга», впервые открывшая читателям необыкновенную судьбу святителя-хирурга, была написана членом Союза писателей СССР журналистом Марком Александровичем Поповским почти за 20 лет до его прославления в лике святых. Книга увидела свет в 1979 году во Франции; затем фрагменты её были опубликованы в России в 1990 году, в журнале «Октябрь». Это были первые яркие публикации, которые привлекли внимание российской общественности к необычной судьбе архиепископа Русской Православной Церкви и выдающегося профессора-хирурга. С этого времени о нем стали писать в различных газетах и журналах, публиковать книги. А книга М.А. Поповского с некоторыми сокращениями была издана в России лишь в 2002 году [*].

Тринадцать лет, начиная с 1957 года, собирал Марк Александрович материалы к биографии владыки Луки и пять лет писал о нем книгу. Он побывал в двенадцати городах и селах, связанных с деятельностью архиепископа Луки, встретился и побеседовал с самим владыкой, опросил более 150 его современников, родственников, коллег, побеседовал с архиепископом Калининским и Каширским Иннокентием (Леоферовым), который в тамбовский период был протоиереем Иоанном Леоферовым — благочинным православных приходов Тамбовской епархии и секретарем архиепископа Луки. Собрал много уникальных документов, в том числе получил у родственников В.Ф. Войно-Ясенецкого три тетради его мемуаров и пачку писем к сыновьям.

Но М.А. Поповский — советский журналист — в то время был далёк от Православия и Православной Церкви. Им руководило желание найти идеального, в его понимании, человека, который никогда не кривил душой и не преступал основ морали, донести до читателя образ этого человека, показав наиболее яркие эпизоды из его жизни, что он в жанре журналистики и сделал в своей книге. Сам он об этом сказал так: «Я писал и пишу о людях. В Союзе я написал восемнадцать книг о людях науки. Но не прав тот, кто считает, что меня привлекали научные проблемы, которые они решали. Меня интересовала не ботаника или химия, и даже не религиозные вопросы, когда я писал об архиепископе Луке. Всё, что я создал, — это история людей, борющихся за свои нравственные принципы» [12, c. 476]. Поэтому в его работе отсутствует описание архипастырской деятельности святителя Луки как таковой.

В 1996 году в Москве вышла в свет автобиография архиепископа Луки «Я полюбил страдание…», надиктованная им по памяти в 1958 году и дополненная фрагментами, взятыми из книги Марка Поповского [*]. Воспоминания в ней обрывались назначением архиепископа на Тамбовскую кафедру. Таким образом, в опубликованной до середины 90-х годов литературе отсутствовало описание тамбовского периода.

В первой половине 90-х годов были рассекречены документы уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви при Тамбовском облисполкоме, хранящиеся в Государственном архиве Тамбовской области (ГАТО). Они представляли собой переписку уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви при Тамбовском облисполкоме с Советом по делам РПЦ при Совнаркоме СССР, в которой содержалась информация об архиепископе Луке. Появилась возможность на их основе воссоздать хронологию и основные направления деятельности святителя Луки на Тамбовской кафедре.

Впервые с этими документами познакомилась тамбовский краевед Валентина Андреевна Кученкова, которая в то время собирала материал для своей будущей книги «Житие архиереев Тамбовских». Некоторые сведения из этих документов она опубликовала в мае 1995 года в «Новой тамбовской газете» [4]. Книга В.А. Кученковой «Житие архиереев…» вышла в свет в 1998 году и содержала раздел «Лука. Архиепископ Тамбовский и Мичуринский» [5]. Изучение этого раздела показывает, что автор использовала в работе лишь некоторые наиболее важные, по её мнению, факты из архивных документов, изложив их в виде отдельных, хронологически не связанных, фрагментов. Кроме того, и в газетной статье, и в книге были допущены отдельные неточности, противоречия, ошибки и нестыковки, о которых будет сказано ниже в тексте данной работы. Книга была выпущена небольшим тиражом и поэтому широкому кругу читателей она неизвестна.

В 1997 году к 120-летию со дня рождения святителя Луки издательство «Даниловский благовестник» выпустило книгу симферопольского протодиакона Василия Марущака «Святитель-хирург: Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)», в которой наряду с описанием предыдущих периодов его жизни дано краткое описание тамбовского периода [9, c.53-56]. В.А. Кученкова считает, что это описание является неточным изложением её газетной статьи и, добавим от себя, содержит те же ошибки, что и её статья. В 2006 году вышло третье, расширенное, издание книги протодиакона Василия, раздел которой «Служение на Тамбовской кафедре» перекочевал сюда из первого издания без каких-либо изменений и дополнений [10, с.67-71].

И, наконец, в 2009 году вышло в свет в России последнее на сегодняшний день наиболее полное, написанное, в основном, на документальных источниках и хорошо иллюстрированное, жизнеописание святителя и хирурга Луки (Войно-Ясенецкого), составленное его дальним родственником (внучатым племянником) В.А. Лисичкиным [7]. Однако, о тамбовском периоде в нём сказано очень мало, и лишь то, что можно было извлечь из ранее упомянутой автобиографии, выдержек из писем архиепископа к сыну Михаилу и книги М.А. Поповского [*]. Но даже в этом коротком разделе допущено много ошибок и путаницы. Вот лишь некоторые из них. В Предисловии (стр. 11), написанном протодиаконом Василием Марущаком и в самой работе (стр. 437) сказано, что святитель Лука в феврале 1944 года был назначен архиепископом Тамбовским и Мичуринским и переехал в Тамбов. Это неверно. На самом деле архиепископ Лука был назначен на Тамбовскую кафедру в январе 1944 года с титулом «Архиепископ Тамбовский». Титул «Архиепископ Тамбовский и Мичуринский» ему был присвоен в октябре 1944 года. На стр. 324 работы автор пишет, что 21 ноября 1944 года архиепископ Лука на заседании Предсоборной комиссии выступил против решения о выдвижении единственного кандидата в патриархи — митрополита Алексия. Это неверно. Как будет об этом сказано ниже, архиепископ Лука выступал не на заседании Предсоборной комиссии, а на Предсоборном Архиерейском совещании, и не «против решения о выдвижении…», а против предложенной процедуры голосования.

В работе есть путаница с датами этого периода служения владыки. Так, на стр. 326, в последнем абзаце, говорится: «В феврале 1946 года Патриарх всея Руси Алексий наградил Святителя правом ношения бриллиантового креста на клобуке». А на следующей странице помещена фотография архиепископа Луки в клобуке с бриллиантовым крестом (фрагмент известной фотографии «Заседание Священного Синода»), под которой сделана надпись: «Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), 1944 год». Как мог архиепископ Лука в 1944 году присутствовать на заседании Священного Синода в клобуке с крестом, если право ношения креста ему было дано, по словам автора жизнеописания, лишь в феврале 1946 года? А в «Краткой хронологии жизни» (стр. 437) автор указывает другую дату награждения — февраль 1945 года.

Есть ошибки и в сведениях о дате награждения профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Сталинской премией. На стр. 328 сказано, что он был награждён Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР в декабре 1945 года, а на стр. 437 дана другая дата — декабрь 1946 года. На самом же деле Постановление Совнаркома о присуждении Сталинских премий было подписано Председателем Совета Народных Комиссаров Союза ССР И. Сталиным 26 января 1946 года и опубликовано в газете «Правда» 27 января 1946 года.

В упомянутом последнем абзаце на стр. 326 сразу же после фразы о награждении патриархом Алексием святителя Луки правом ношения бриллиантового креста приводится выдержка из письма святителя к сыну: «Множество поздравлений отовсюду. патриарх, митрополиты, архиереи, Карпов…, Академия медицинских наук, Комитет по делам Высшей школы, Богословский институт и проч., проч., превозносят чрезвычайно… моя слава — большое торжество для Церкви, как телеграфировал патриарх». У читателя естественно возникает вопрос: почему награждение патриархом архиепископа Луки правом ношения бриллиантового креста на клобуке вызвало такое ликование всех, даже самого патриарха и далёких от Церкви Академии медицинских наук и Комитета по делам Высшей школы? А всё дело в том, что автор Жизнеописания по невнимательности отнёс к патриаршему награждению приведенный отрывок из письма, в то время как у М.А. Поповского, из книги которого В.А. Лисичкин позаимствовал этот отрывок письма, сказано, что речь идёт о Сталинской премии в связи с опубликованием в журнале «Медицинский работник» № 6 за 1945 год хвалебной статьи профессора Кассирского о научных трудах В.Ф. Войно-Ясенецкого, в которой он впервые публично сообщил о присуждении ему Сталинской премии [12, с.389].

В этом разделе много и других ошибок, а раздел «Краткая хронология жизни В.Ф. Войно-Ясенецкого (Святителя Луки)» не выверен с основным текстом книги. Таким образом, в последнем из рассмотренных жизнеописаний святителя Луки не только не дано более полного, по сравнению с предыдущими работами, описания тамбовского периода его службы, но даже в уже известную информацию об этом периоде внесены ошибки.

Из других работ, в которых упоминается деятельность архиепископа Луки на Тамбовской кафедре, в лучшую сторону отличается монография С.А. Чеботарёва «Тамбовская епархия 40–60 гг. ХХ века», вышедшая в свет в 2004 году после защиты им одноименной диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук [16]. С.А. Чеботарёв, бывший в то время советником главы администрации Тамбовской области по религиозным вопросам, написал свой труд, главным образом, на основе рассекреченных архивных материалов, хранящихся в Государственном архиве Тамбовской области. Он описывает возрождение церковной жизни в Тамбовской епархии в военные и первые послевоенные годы, попытки партийных органов вновь объявить войну Церкви в конце 1940-х и середине 1950-х годов, последующую некоторую стабилизацию отношений Церкви и государства, и, наконец, новое жестокое притеснение Церкви и верующих в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Автор привел в книге некоторые документы, в том числе рассекреченные архивные, иллюстрирующие описываемые события. Но, поскольку предметом его исследований было восстановление и деятельность епархии в 20-летний период (40—60 гг.), двухлетний период ее жизни при архиепископе Луке занимает в книге соответственно небольшое место. Кроме того, в работе имеются некоторые неточности и ошибки, которых в большинстве случаев можно было бы избежать, если бы у автора была возможность поработать с документами архива Московской Патриархии.

Многие факты свидетельствуют, что отсутствие специального, тщательно выверенного по архивным документам (и не только тамбовским), труда об архипастырском служении святителя Луки на Тамбовской кафедре, приводит к тому, что те, кто обращается к этому периоду его служения и используют в качестве источников информации вышеназванные жизнеописания святителя Луки, переносят в свои работы ошибки этих жизнеописаний.

Важность и актуальности предлагаемой работы возрастает в связи с предстоящим изданием очередного тома «Православной Энциклопедии», в который может войти статья об архиепископе Луке (Войно-Ясенецком). Данная работа поможет избежать ошибок при описании тамбовского периода служения архиепископа Луки.

Приступая к работе, автор ставил перед собою цель: возможно более полно и достоверно, в строго хронологической последовательности изложить историю архипастырского служения святителя Луки на Тамбовской кафедре. Для достижения этой цели предполагалось решить следующие задачи:

1) тщательно изучить документы, относящиеся к служению архиепископа Луки на Тамбовской кафедре, хранящиеся в Государственном архиве Тамбовской области (ГАТО), в архиве Московской Патриархии (АМП) и в архиве Тамбовского епархиального управления (АТЕУ) и на основе изученного составить хронологию событий;

2) при написании работы использовать наряду с архивными документами материалы автобиографии архиепископа Луки, выдержки из его писем родным, приведенные в книге Марка Александровича Поповского, а также воспоминания очевидцев событий того времени, собранные в Тамбове;

3) принимая во внимание, что тамбовский период служения святителя является периодом расцвета его признанного проповеднического таланта, послужившего делу духовно-нравственного возрождения его тамбовской паствы, дать обзор проповеднической деятельности владыки в отдельной главе работы.

В структурном отношении работа состоит из введения, шести глав, послесловия, заключения, библиографии, приложений, краткой хронологии служения архиепископа Луки на Тамбовской кафедре и иллюстраций. В Приложении приведены архивные документы со ссылками на их местонахождение в архивах.

 

 


Источник: Протоиерей Алексий Гирич. «Служение святителя Луки (Войно-Ясенецкого) на Тамбовской кафедре (1944-1946 гг.)». Дипломная работа по предмету «История Русской Церкви». — Московская православная духовная академия. 2011.

 

 



 

 

Содержание

Святитель Лука на Тамбовской кафедре

Возобновление архипастырского служения Святителя Луки перед назначением его на Тамбовскую кафедру

Тамбовская епархия перед приездом архиепископа Луки

Приезд архиепископа Луки в Тамбов. Возрождение церковной жизни в епархии

Архиепископ Лука – строгий ревнитель церковной дисциплины и благочестия

Проповедническая деятельность архиепископа Луки

Присуждение профессору хирургии Войно-Ясенецкому Сталинской премии. Перевод архиепископа Луки на Симферопольскую кафедру

Послесловие

Заключение