Сегодня:

16 октября 2018 г.
( 3 октября ст.ст.)
вторник.

Святитель Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, апостол от 70-ти, сщмч.

Седмица 21-я по Пятидесятнице.
Глас 3.

Поста нет.

Сщмч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского (96). Сщмч. Рустика пресвитера и Елевферия диакона (96). Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Блж. Исихия Хоривита (VI). Прп. Дионисия, затворника Печерского (XV). Свт. Агафангела исп. митр. Ярославского (1928). Трубчевской иконы Божией Матери (1765).


Кол., 249 зач., I, 1-2, 7-11. Лк., 27 зач., VI, 37-45. Сщмчч.: Деян., 40 зач., XVII, 16-34. Мф., 55 зач., XIII, 44-54.

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Патриарх назвал современное состояние нравов «массовым беснованием»

21 августа 2011 года, в неделю 10-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Новоспасском ставропигиальном монастыре. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.


n110821-1m

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Преосвященный владыка Савва, наместник и игумен сей святой обители! Дорогие отцы, братия и сестры!

С радостным чувством я впервые совершил Божественную литургию в этом соборном летнем храме. Ранее я неоднократно посещал Новоспасский монастырь и совершал здесь богослужения, но поскольку это было в холодное время года, то и службы проходили в зимнем соборе.

Взору открывается дивно восстановленный, прекрасно расписанный храм, который несет в себе свидетельство о глубокой вере, о силе духа, о внутренней красоте тех, кто возжелал построить здесь величественный собор. Можно себе представить, сколько трудов было положено, чтобы здесь, на Крутицком холме, был воздвигнут Новоспасский монастырь, ставший жемчужиной Первопрестольного града! Я хотел бы всего сердца поблагодарить владыку архиепископа Алексия, первого наместника, который на протяжении почти 20 лет трудился с братией (многие из которых здесь сегодня присутствуют), чтобы вдохнуть жизнь в эти полуразрушенные здания, которые числились памятниками архитектуры, но о которых десятилетиями не было должного попечения; чтобы храмы сии превратились в живые обители духа веры. И все это произошло. Трудов было положено много, но и радость великая, и пример убедительный, в том числе для тех, кто опасается, что Церковь якобы не сумеет сохранить и отреставрировать храмы, имеющие особое историческое и культурное значение. Все то, что вы видите, и все то, что поражает сегодня специалистов, не говоря уже о простом народе, ― это смиренные труды Церкви, в том числе в соработничестве с высококвалифицированными специалистами, благодаря которым вернулась первозданная красота в это совершенно особое для Москвы место ― Новоспасский монастырь, построенный будущим Патриархом Никоном при содействии двух государей русских.

Дай Бог, чтобы и под Вашим управлением, владыка Савва, жизнь обители продолжала развиваться. Предстоит еще многое сделать, в том числе для реставрации и сего святого собора, и иных храмов и зданий, но самое главное ― Новоспасский монастырь должен быть духовным центром Первопрестольного града. И радовалось мое сердце, когда сегодня, входя в храм, я увидел большое количество детей и молодежи, которые, несмотря на пасмурную погоду и дождь, приветствовали меня и своими улыбками, и светлыми взорами, и добрыми словами. Дай Бог, чтобы работа с юными сердцами и умами была приоритетом этого святого места. И если традиция работы с детьми и молодежью будет укоренена в сознании иноков и прихожан, всех тех, кто составляет духовную семью Новоспасского монастыря, тогда на долгие годы мы обеспечим процветание этого святого места, ибо слава таких обителей, как Новоспасская, — не только в их внешнем величии и благолепии, но в первую очередь в силе духа, в силе молитвы, в силе веры, в чистоте, которые созидаются в этих стенах, несмотря на многие искушения века сего.

Сегодня, в 10-ю неделю по Пятидесятнице, в дни Успенского поста, мы слышали евангельское повествование о том, как Господь исцелил бесноватого, который в новолуние бросался и в воду, и в огонь. Апостолы не могли совершить этого чуда, и отец несчастного пришел и стал просить милости у Спасителя, и Тот исцелил его. Когда апостолы спросили, почему же они не смогли сделать то, что сделал Господь, Он ответил: «род сей изгоняется только молитвой и постом» (см. Мф. 17:21). Эти слова мы все должны крепко хранить в своей памяти, пропустив через свое сознание и через свое сердце.

Нам кажется, что бесноватые, о которых так часто повествует Евангелие, — это буйнопомешанные люди, социально опасные, которые бросались в огонь, воду, разрывали цепи, которые могли напасть на человека. Да, действительно, были и такие бесноватые. Но беснование — необязательно буйство. Беснование ― это господство диавола над человеком. Когда человек оказывается в воле диавола, то диавол определяет строй его мыслей и чувств, его поведение, и если захочет, чтобы человек был буйным, бросался в огонь и в воду, — так и будет. Но диавол может захотеть и нечто иное, и было бы глубочайшей ошибкой считать, что бесноватый — лишь тот, кто цепи на себе рвет. И сегодня существует множество бесноватых — это люди, которые одержимы дьяволом; некоторых из них даже показывают по телевидению. Смотришь в глаза таких людей и видишь диавольскую злобу и бездну, разверзающийся ад. Когда диавол господствует над человеком, когда он порабощает его мысли, когда он толкает его на хулу на Духа Святаго, тогда такой человек — раб диавола.

А почему же дух сей изгоняется только молитвой и постом? Замечательно сказал об этом святитель Иоанн Златоуст: не бойся поста, ибо поста трепещет диавол. Потому что пост, воздержание заставляют человека обратить внимание на свои чувства, на внутреннее состояние. Пост связан с воздержанием, самовоспитанием, самоограничением — с тем, чтобы приблизить господство разума над поведением человека.

Человек постящийся ― это человек, управляемый Богом, потому что он по Божиему закону старается жить, ограничивает свои страсти, раскаивается в своих грехах. Пребывая в молитве, в постоянном общении с Богом, он Богом управляем, и нет у диавола рычагов воздействия на такого человека. Диавол пытается влиять на ум, заражать дурными, грязными, богохульными мыслями, но человек постящийся и контролирующий свое сознание попирает этого змия, и диавол отступает. Но ведь есть еще и чувства, и страсти человеческие, и инстинкты. О, как часто диавол стремится поработить эту чувственную сторону жизни человека! И ведь во множестве случаев это удается. Но тот, кто постится, кто контролирует свои чувства, кто в Таинстве исповеди повергает на Божий суд свои прегрешения, даже мысленные, того не так просто уловить, ибо он способен контролировать свои действия. «Сей род изгоняется молитвой и постом».

А что же происходит с теми, кем овладевает диавол? Как я уже сказал, большинство из них не рвут цепей, не брызжут слюной, не бросаются на ближних своих. Но с какой же легкостью они отдают душу свою диаволу, подвергаясь интеллектуальным соблазнам — даже не столько интеллектуальным, сколько неким мыслям, образам, моделям поведения, которые с навязчивостью предлагаются сегодня современному человеку — не говоря уже о полном порабощении чувственного начала! Этим людям кажется, что они герои, что они сильные — ведь у них может быть власть, у них могут быть деньги и могущество, они могут удовлетворять любые свои похоти и прихоти, чувствуя свою автономию от всех, в том числе от Бога, свое «могущество», не сознавая при этом, что они являются жалкими рабами, марионетками диавола. Дернет диавол за одну ниточку ― он поднимает ногу, за другую ― руку, за третью — вздергивает голову; и так человек возбуждает плоть свою, теряя всякую свободу и всякую возможность управлять самим собой.

Неслучайно во время Успенского поста Святая Церковь напоминает нам о том, что постом и молитвой изгоняется дух диавольский, дух, который сегодня порабощает огромное количество людей, даже не подозревающих о том, что они становятся рабами диавола. И только тогда, когда разбиваются жизни, когда человек в какой-то момент вдруг сознает, что ничего не удалось, что все рушится, что нет ни друзей, ни любимых, ни семьи — нет ничего, кроме страстей, — лишь тогда кто-то, да и то не каждый, может оценить свое состояние духа.

Церковь призвана, обращаясь к современному человеку, говорить в том числе о бесновании. Мы должны справиться с массовым беснованием, в которое вовлекаются миллионы и миллионы людей. Что же делать, как мир спасти? И Господь говорит нам: молитвой и постом. Мы должны поститься и молиться за тех, кто не молится и не постится, — за наших родных, близких, за наших друзей, за наших знакомых, за наших коллег по работе, за тех, кто во власти, кто в силе, за тех людей, которые оказывают влияние на общество. Мы должны понять, что молитва наша ― это не только молитва за себя и за своих родных, это молитва за мир. К такой молитве сугубо призваны монашествующие, в том числе братия сего святого монастыря; и мы должны помнить, что самое главное делание наше ― это молитва за род человеческий, за Отечество наше, за народ наш. Это пост и подвиги за тех и ради тех, кто не способен сегодня сам совершать эти подвиги. И верим, что по слову Златоуста диавол будет трепетать — трепетать перед лицом постящихся и молящихся, тех, кто остается подлинно свободным от всякого диавольского приражения.

Пусть Господь поможет Вам, Ваше Преосвященство, владыка Савва, инокам сей святой обители, всем монашествующим, всему духовенству нашему, всему благочестивому верующему народу помнить о своей миссии, о миссии поста и молитвы во спасение рода человеческого. Аминь.


21 августа 2011 г.


Источник: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси